Выступление на ХVI заседании международного Совета Делового сотрудничества Торгово-промышленных палат стран Прикаспийского региона
Выступление
на ХVI заседании международного Совета Делового сотрудничества
Торгово-промышленных палат стран Прикаспийского региона
(24 октября 2017 года, г. Астрахань)
Практический опыт работы в Исламской Республике Иран показывает, что, нашим странам необходимо развивать не сырьевой рынок. В настоящее время, стало заметным развитие российско-иранских торгово-экономических связей по следующим направлениям:
- химическое оборудование, технологии и продукты (как в Иран, так и в Россию);
- новые материалы, лазерные технологии (из России в Иран);
- металлургия и металлообработка (из России в Иран);
- энергооборудование (из России в ИРИ);
- телекоммуникации, IT-технологии, приборостроение (в основном, из России в ИРИ);
- судостроение, судоремонт (из ИРИ в Россию и наоборот);
- транспорт, авиастроение (совместные проекты в этой области);
- поставки зерна, подсолнечного масла (из России в ИРИ);
К сожалению, несмотря на серьезные усилия с обеих сторон и взаимный интерес друг к другу, серьезного прорыва в деловом сотрудничестве пока не наступило. И в этой связи, хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, которые на наш взгляд, препятствуют развитию связей с Ираном:
- Еще не заработал в полной мере проект — «зелёный коридор». Существуют проблемы с оформлением необходимых документов, требуется уточнение некоторых процедур и списков товаров особой группы (скоропортящиеся продукты), а также отработка процессов обмена данными и порядка прохождения таможенных и иных контролей и т.д.
- Между торгово-промышленными палатами двух стран, национальными деловыми советами еще не налажен регулярный обмен деловой информацией, не отработан постоянный канал доведения конкретных коммерческих предложений и информации о перспективных проектах в различных областях экономики.
Сохраняется очень невысокий уровень информированности бизнеса наших стран о потенциальных возможностях друг друга, слабо используется реклама и интернет.
- Отсутствует доступ к объективной и актуальной экономической статистике ИРАНА и РОССИИ. Очень сложно получить информацию о надежности иранских компаний, их потенциале и т.п. Возможно, совместные усилия по созданию доступной базы данных о предприятиях — заказчиках и исполнителях, помогли бы потенциальным партнерам — иранским и российским компаниям найти друг друга с минимальными рисками и потерями для себя.
В ТПП России имеется ресурс, позволяющий в оперативном порядке проверять российских юридических лиц — членов Палаты, а также предоставляются платные услуги по более расширенному перечню.
- Имеются проблемы в разрешении имущественных споров между хозяйствующими субъектами двух стран. Практически отсутствует досудебные решения, судебная и юридическая практика по арбитражным делам.
На наш взгляд, создание в Астраханской области единого Международного юридического центра (организации) по разрешению имущественных споров, в том числе, во внесудебном порядке, позволило бы повысить доверие во взаимоотношениях между Россией и Ираном.
Для поддержания и усиления тенденций экономического роста в регионе, по нашему мнению, необходимо вносить постоянные коррективы в бизнес-отношения. Огромную роль в этом могут сыграть прикаспийские портовые зоны обеих стран, и конкретно, Астраханская область.
Сегодня, такие порты, как Энзели, Амирабад, Ноушахр, Оля и Махачкала при всей перспективности не могут обеспечить выгодный логистический тариф бизнесу. Всему виной остается пока еще высокая себестоимость внутренних перевозок на территории Ирана, отдаленность производственных зон от портов, а также высокие цены за услуги в российских портах Каспия.
Астраханская область – это не только развитая и готовая экономическая площадка, но и ворота России, это регион, который может стать «бизнес навигатором» для других российских территорий и Прикаспийских стран. Мы знаем, что сделано уже не мало, но проблемы остаются. В этой связи, по нашему мнению, необходимо совместно продолжать поиск решений хорошо известных проблем, сдерживающих привлекательность портов Астрахани, в том числе:
- малые глубины порта «Оля»;
- не достаточное количество или не эффективное использование имеющихся транспортных и логистических инфраструктур, технических новинок перегрузочной техники и технологий;
- отсутствие должной, т.е. настоящей конкуренции среди профессиональных брокеров, недостаток специалистов со знанием иностранных языков и компетентных, технологически современных перевозчиков (например, пока нет возможности дистанционного контроля за оформлением груза в портах в режиме «On-Line»;)
- и, как, итог – высокая цена обслуживания и преобладающие риски;
Учитывая соседство Астраханской области с Ираном, одним из мероприятий по содействию в развитии двусторонних экономических отношений, могла бы стать реализация совместного проекта транспортной инфраструктуры Каспия, как единой логистической системы. Для этого, кроме авиа и ж/д транспорта, можно и нужно использовать само Каспийское море, как транспортный узел, основу для транспортной логистики.
В этой связи, создание совместного предприятия с привлечением всех заинтересованных Прикаспийских государств по проектированию, строительству, использованию и сервисному обслуживанию современных экранопланов типа «В» со смешанным профилем полета, позволило бы улучшить экономический климат, снизить стоимость грузо- и пассажирских перевозок, создать целостную транспортную инфраструктуру Каспия, ускорить экономическое развитие всех государств — участников проекта. Смешанный профиль полёта экраноплана на различных высотах (от 1 до 150 м) и с различной скоростью (от 250 до 650 км/ч), не требующий ВПП, а также другой сложной и дорогой инфраструктуры, может сделать этот вид транспорта более привлекательным для бизнеса и туристов. Нельзя, конечно, при этом, забывать и о других видах транспорта.
Сделав Каспий удобным для перевалки грузов на своих территориях, Россия совместно с Ираном создаст такой транспортный коридор доставки грузов из зоны Индийского и Тихого океанов на Север, с которым не смогут конкурировать ни Южный переход через Суэцкий канал, ни, тем более, сухопутный путь через Китай и Казахстан.
В заключение, хотелось бы сказать, что Офис почетного представителя Торгово-промышленной палаты России в Иране открыт для обсуждения и проработки конкретных проектов российско-иранского делового сотрудничества и имеет для этого необходимые ресурсы, а самое главное, у нас есть желание помогать бизнесу развивать экономические отношения между Ираном и Россией.
Офис Почетного Представителя ТПП РФ в ИРИ
г.Астрахань, октябрь 2017 года
Советник ПП Мартыненко А.М.