Посол Ирана Казем Джалали рассказал о повестке российско-иранского сотрудничества

Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Казем Джалали в интервью для NEWS.ru в октябре рассказал о развитии экономических и политических отношений между двумя странами.

Отвечая на вопрос о том, когда Россия и Иран подпишут новый договор о сотрудничестве, посол рассказал, что в 2001 году Иран и Россия подписали всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве на 20 лет, которое впоследствии было ратифицировано в обоих парламентах. В 2021 году срок его истек. Однако был предусмотрен механизм пролонгации соглашения. Пункт этого механизма гласил: если до конца года ни одна из сторон не выразит возражений, соглашение автоматически продлевается на 5 лет. Таким образом, соглашение действует до 2026 года.

«Между нашими лидерами состоялся разговор о подготовке нового соглашения. Иран подготовил проект, переданный российским коллегам, они, в свою очередь, внесли в него значительные улучшения. В процессе мы обмениваемся замечаниями. Сейчас, как мне кажется, соглашение находится на завершающей стадии. Мы надеемся, что оно будет подписано и направлено в наши парламенты для последующей ратификации. Темы сотрудничества, урегулированные в этом соглашении, — всеобъемлющие, как и следует из его названия. Мы предусмотрели в нем подходы к развитию всего нашего взаимодействия», — отметил Казем Джалали.

Рассказывая о впечатлениях от работы в России дипломат заявил, что в целом российское общество, в том числе и география, и история, и народ России, все это вызывает огромное удивление. Его впечатляет российская история, в том числе тот факт, что несмотря на множество трудных войн с большими человеческими потерями и разрушениями, российский народ всегда становился на ноги, строил и развивался. Во время вторжения Наполеона и Гитлера русский народ героически сражался и одержал победу.

Также посол впечатлён географией России, российским искусством, архитектурой, литературой и музыкой. «Это предмет гордости не только для вашего народа, но и для всего человечества. Российские писатели действительно выдающиеся, можно сказать, один превосходит другого», — отметил он.

Рассказывая о перспективах транспортного коридора «Север — Юг», Казем Джалали, заявил, что очень серьезно относится к данному проекту. Его мечта, чтобы этот коридор был как можно скорее запущен, так как он будет полезен и для Ирана, и для России.

По оценке дипломата морской путь — оптимальный способ коммуникации между Россией и Ираном, так как у стран нет сухопутных границ. Поэтому инвестиции в Каспий будут гарантировать будущее отношений.

Он считает, что стоит вкладывать в развитие портов и их соединение с железнодорожными линиями. Во-вторых, необходимо инвестировать в развитие морского флота. Третье, учитывая, что большинство российских портов находятся на реке Волге, необходимо провести работы по углублению русла реки. Было бы хорошо углубить Волгу, чтобы иранские корабли имели доступ к российским портам.

По мнению посла, следующий важный вопрос связан с судовладельцами. Недавно делегация иранской компании посетила Россию и заключила контракт на строительство четырех судов — после приобретения одного судна. В настоящее время стороны работают над созданием совместной судоходной компании. Одна российская компания приобрела судно и заказала строительство еще четыре. Тренд весьма позитивный. Но предстоит сделать еще многое в этом направлении.

Казем Джалали также отметил, что экономики Ирана и России могут сыграть взаимодополняющую роль. Одно из направлений — взаимодействие в сфере высоких технологий. Хотя Иран находится уже 40 лет под санкциями, российские партнеры видят, что Иран достиг значительного прогресса именно в сфере высоких технологий.

Другое направление — торговля. Россия — крупный производитель товаров сельского хозяйства, таких как зерно и масло, на мировом рынке. По словам посла Иран уже несколько лет успешно закупает зерно и масло в России. Иран экспортирует в Россию фрукты, овощи, конфеты, моющие средства, продукты питания, рыбу, креветки, строительные материалы, сумки, обувь, кожу, одежду, лекарственные препараты, медицинское оборудование, товары сферы высоких технологий, запасные части для автомобилей и так далее. Торговая корзина расширяется со временем.

Относительно возможных препятствий в развитии экономических отношений сторон дипломат заявил, что первое — это отсутствие достаточной информации у предпринимателей о возможностях, которые существуют в обеих странах. За последние два года было много обменов делегациями, и уровень знаний повысился, но он все еще не достиг нужного уровня. Необходимо активизировать обмен информацией. Стоит организовывать выставки, на которых можно было бы продемонстрировать потенциал каждой из наших стран. Важно, чтобы регионы сотрудничали и знали друг о друге. Для этого нужно организовывать обмен делегациями на местном уровне.

Второе препятствие связано с транспортом. Существует два основных маршрута: автомобильные дороги и морские пути. Что касается железной дороги, то восточная ветка МТК «Север — Юг» остается наиболее эффективным вариантом.

Однако, есть неработающий участок на западной ветке, который должен быть построен для обеспечения бесперебойного железнодорожного сообщения между странами.

Что касается автомобильных дорог, то здесь Казем Джалали видит проблемы из-за наличия на маршруте стран-посредников. Если бы не проблемы транзита, торгово-экономические отношения Ирана с Россией могли бы развиваться просто молниеносно.

Следующее препятствие — банковские и денежные переводы. В прошлом Иран находился под санкциями в российской банковской системе. Сейчас против России также введены санкции. Поэтому стороны могут развивать отношения в сфере банковского дела.

Следующая проблема касается таможенных администраций. Необходимо, чтобы таможни трех стран — Ирана, Азербайджана и России — сотрудничали бы вместе в автомобильном, железнодорожном и морском сообщении. Расширение взаимодействия в сфере таможни было бы полезно для всех, однако пока не все проблемы сняты.

Последняя проблема — логистика. Нужны автомобильные компании-перевозчики, которые могли бы перевозить товары. Пока таких компаний недостаточно, и стоимость перевозки значительно возросла.

Также Казем Джалали рассказал о строительстве 160-километрового участка железной дороги Решт — Астара в рамках коридора «Север — Юг». Подписание соответствующего соглашения о реализации проекта двумя министрами транспорта в присутствии глав государств России и Ирана он считает большим достижением. На данный момент два министерства сотрудничают, чтобы перевести это соглашение в практическую реальность.

Российская сторона обещает, что реализация этого проекта начнется до конца 2023 года. Если будет построена эта линия, у стран появится прямое сообщение от Персидского до Финского залива, до Санкт-Петербурга, что станет оптимальным путем для перевозки грузов.

«Как известно, отношения России с Европой в настоящее время почти заморожены, в этих условиях новый маршрут станет оптимальным для перевозки грузов. Чтобы перевезти груз из Восточной Азии в Европу, сейчас надо преодолеть около 17 тысяч километров. Однако тот же груз, двигаясь через Иран и Россию, пройдет около 7 тысяч километров. Это приведет к сокращению времени и затрат на перевозку», — отметил Посол Ирана.

В. Антонов

 

 Источник